Основополагающие положения в сфере оплаты труда
Конституция Российской Федерации в числе основных прав человека и гражданина провозглашает охрану труда и здоровья людей как одно из важных направлений социальной политики Российской Федерации (ч. 2 ст. 7). Право на охрану труда выражается в других нормах, в частности, в ст. 37 Конституции. Оно нашло закрепление в Трудовом Кодексе РФ (ст. 2) среди основных принципов как обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
До вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 226) предусматривал финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), то после его введения в действие 06.10.2006 данный размер увеличился вдвое. В действительности затраты на данные мероприятия оказываются гораздо выше. На практике полноценно мероприятия по охране труда проводят в основном крупные организации, а вот субъекты среднего и малого бизнеса не только не спешат приводить систему безопасности своих работников в соответствие с законодательством об охране труда, но и не всегда знают, что это такое. Следствия подобного незнания -нарушение трудовых прав работников в области охраны труда (сокращенная рабочая неделя, надбавки и дополнительные отпуска за вредные и опасные условия труда, спецодежда, лечебно-профилактическое питание и др.), а иногда, к сожалению, и несчастные случаи на производстве.
Среди некоторых работодателей также бытует мнение, что проведение ими одних мероприятий по охране труда дает им право игнорировать другие.
Прокуратурой области активно ведется работа по проведению проверки исполнения законодательства об охране труда на предприятиях области.
Помощник прокурора
Володарского района П.А. Чернова